Первый месяц:

У ребенка несколько основных рефлексов: «подошвенный» — если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку; «сосательный» — если провести пальцем по губам крохи, он тут же сложит губки трубочкой и начнет cосательные движения; «хватательный» — если вложить палец в ручку ребенка, он крепко сожмет его.

Кроха удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Может сосредоточить на нем взгляд.

Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице.

Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову.

Реагирует на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, прислушиваясь.

К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ.

Внезапно вздрагивает (это называют рефлекс Моро) при громком звуке.

Кулачки крепко сжаты.

Если разжать пальцы, ребенок может схватить погремушку, но тут же ее бросить.

Может удержать голову на одной линии с позвоночником в положении сидя.

 

Второй месяц

Малыш может улыбаться в ответ на вашу улыбку.

Провожать взглядом предмет (прямо перед ним).

Издавать звуки (агукать).

Лежа на животе, поднимать голову на 45°.

В положении сидя удерживает голову прямо, хотя неуверенно.

Поворачивает головку к источнику звука, ищет его глазами.

Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.

Демонстрирует в ответ на общение «комплекс оживления».

Может успокоиться сосанием.

Успокаивается, когда его берут на руки или когда он слышит или видит человека.

Пальчики практически всегда сжаты в кулачок, а когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик, младенец сосредоточенно его сосет.

 

Третий месяц

Смеется вслух.

Капризничает и хнычет, протестующе кричит.

Гулит в ответ на звуки.

Реагирует на присутствие родителей: пытается привлечь внимание.

Попадает руками по висящим над кроваткой игрушками.

Захватывает игрушку и тянет ее в рот.

На животе, может подтянуться на локтях и удерживать приподнятые плечи и голову в течение 10 секунд. Переворачивается со спины на бок.

Упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками.

Не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны.

Находит источник звука и света.

Ручки к уже вполне разворачивают кулачки.

Ребенок обнаруживает сначала существование рук, а затем ног.

Рефлексы исчезают, поскольку действия становятся более произвольными.

Подтягивает свое тело, когда его берут на руки.

Исследует свое лицо, глаза, рот при помощи рук.

 

Четвертый месяц

Узнает маму и предпочитает ей всем остальным.

Улыбается в ответ на вашу улыбку, начинает лепетать.

Произносит первые слоги.

Захватывает висящую игрушку одной или одновременно двумя руками и тащит ее в рот.

Может произвольно держать игрушки, трясти и двигать ими.

Приподнимает плечи и голову, лежа на спине.

Лежа на животе, поднимает голову на 90.

Выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки.

При кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.

В этом возрасте ребенок уже может испытывать страх, разочарование, любопытство и радость.

Громко смеется.

Визжит от восторга.

Твердо держит голову в вертикальном положении поворачивает голову во все стороны, когда сидит или лежит.

Переворачивается (в одну или обе сторону).

Может производить плавательные движения и передвигаться в кроватке.

Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему.

Смеется, когда его щекочут.

Затихает, когда слышит музыку.

 

Пятый месяц

Когда сидит, хорошо удерживает голову и держит ее прямо.

Кувыркается, раскачивается и сгибается.

Подтягивается на руках, пытаясь сесть.

Сосет пальцы на ногах.

Хватает, удерживает, ощупывает, тянет к себе, бросает предметы.

Играет с погремушкой, вложенной ему в руку.

Умеет держать бутылочку одной или двумя руками.

С удовольствием рассматривает лица на картинках.

Играет в «ку-ку», лепечет в такт потешкам.

Протестует и сопротивляется взрослому, который пытается отобрать у него игрушку.

Различает знакомых и незнакомых людей.

Любит играть во время еды.

Произносит гласные звуки и некоторые согласные (д, б, л, м).

Осматривается в незнакомой обстановке.

Наклоняется, чтобы посмотреть на упавший предмет.

 

Шестой месяц

Пытается ползти на животе.

Поворачивается и наклоняется в любых направлениях.

Перекатываясь со спины на бок.

Может манипулировать предметами и держать кружку за ручку.

Подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки.

Может сидеть сам, с поддержкой короткое время.

Вырабатывает определенные вкусовые пристрастия.

Любит играть едой.

Перекладывает предметы из одной емкости в другую.

Агукает или перестает плакать, когда слышит музыку.

Внимательно вслушивается в речь.

Откликается на свое имя.

Издает самые разнообразные звуки.

У него могут резко меняться настроение и эмоции.

Долго и тщательно изучает предметы.

Находит взглядом предметы, о которых вы говорите.

Научился произносить новые согласные (ф, в, с, з, м, н).

Может сравнивать два предмета.

 

Седьмой месяц

Ребенок становится более подвижным.

Совершенствуется умение сидеть.

Ваш малыш уже сидит с прямой спинкой, иногда упираясь руками.

Раскачивается вперед назад, стоя на четвереньках.

Привычка ползать в этом возрасте появляется или же совершенствуется, некоторые — ползают задом.

Хватание становится более координированным, при участии ладоней и, частично, пальцев.

Схватив вещь, малыш долго ее изучает руками, ногами, ртом.

Держит в каждой руке по предмету и любит ударять ими друг об друга.

Любит исследовать свое тело при помощи рук и рта.

Гладит свое отражение в зеркале.

Начинает понимать что такое «нет» по тону Вашего голоса.

Малыш продолжает экспериментировать, произносить или петь слоги и звуки «да», «па», «ма», «та», «ба».

 

Восьмой месяц

У малыша проявляется повышенный интерес ко всему

Ребенок ползает

Он любит играться сидя, но иногда «заваливается» на бочок

Может долго играться с предметами

Привязан к родителям, остерегается посторонних

Если кто-то чужой захочет взять ребенка на руки, то реакция малыша будет незамедлительна – он расстроиться и будет плакать

Осознано говорит «мама» и «папа»

Ползает с игрушкой в руке

Встает у опоры

Может не держаться, если стоит, облокачиваясь на что-либо

Хлопает в ладоши и машет руками

Гладит и целует свое отражение в зеркале

Все пробует на вкус

 

Девятый месяц

Хлопает в ладоши и стучит предметами.

Поднимает и играет двумя предметами одновременно.

Может листать толстые страницы картонной книжки.

Маленькие предметы берет пальцами, а большие двумя руками.

Не только умеют хорошо сидеть, они сами могут лечь с положения сидя и сесть с положения лежа.

Умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину.

Ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.

Самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает.

Может разворачиваться, когда ползает.

Сует пальчики во все дырочки.

Может научиться защищать себя и свои игрушки.

Показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место.

Имитирует различные звуки.

Работает на публику; повторяет действие, если его хвалят.

Находит игрушку, спрятанную у него на глазах.

Выполняет простые просьбы.

 

Десятый месяц

Может вставать у опоры.

Ходит, держась обеими руками.

Садится из положения стоя.

Возможны проблемы со сном, из-за желания двигаться.

Танцует под музыку: раскачивается, кружится, притопывает, «подпевает».

Может унести два мелких предмета в одной руке.

Начинает отдавать предпочтение одной руке и стороне тела.

Обожает играть с водой.

Подражает жестам, выражениям лица, звукам.

Боится незнакомых мест.

Любит подражать действиям других.

Понимает и выполняет некоторые просьбы.

Открывает ящики и исследует их содержимое.

Любит помещать предметы друг в друга.

 

Одиннадцатый месяц

Самостоятельно садиться из положения на животе.

Подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев.

Понимать слово «нельзя».

Играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание.

Ходить, держась за мебель.

Аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев.

Короткое время стоять без посторонней помощи.

Отчетливо произносить «папа» или «мама», «дай».

Выражать свои желания другим способом, кроме плача.

«Играть в мячик» (катить вам мяч обратно).

Пить из чашки без посторонней помощи.

Пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке).

Произносить 3 (или больше) слова, кроме «мама» или «папа».

Отвечать жестом на короткую команду («дай это мне» — протягивать руку).

 

Двеннадцатый месяц

Самостоятельно стоит, ходит.

Встает из положения сидя на корточках.

Знает, как пользоваться некоторыми предметами, такими как телефон, молоток.

Берет предмет в рот или подмышку, чтобы высвободить руку и взять что-нибудь еще.

Собирает пирамиду, строит 2-3 фигуры из кубиков.

Проявляет привязанность к родителям, к тому, кто о нем заботится, к любимым игрушкам.

Начинает капризничать.

Резко реагирует на уход родителей, возможно, одного в особенности.

Может отказываться от новой еды или от того, чтобы его кормили.

Начинает проявлять чувство юмора.

Откусывает, жует твердую пищу.

Пользуется ложкой и чашкой.

Понимает почти все из того, что ему говорят.

Произносит 10-15 облегченных и имитирующих слов.

Узнает животных на картинках.

Ищет спрятанный предмет, даже если он не видел, как его прятал.

Проявляет самостоятельность.

 

Независимо от того, с какой скоростью развивается ваш ребенок, он очень многому научится в первый год жизни. Больше никогда он не будет учиться с такой скоростью! Наслаждайтесь этим временем и не забывайте говорить своему ребенку, что его успехи вас радуют! Решив для себя, что с темпами его развития все в порядке, вы можете успокоиться. Не сравнивайте ребенка с другими детьми (вашими собственными или чьими-то еще) или с нормами развития, приведенными в таблицах. Ребенка можно сравнивать только с ним самим, каким он был неделю или месяц назад!